Кто был прототипом «Богатырей» Васнецова?

Величественные фигуры, замершие на полотне. Три богатыря, три былинных героя, которые считали своим священным долгом защищать русскую землю. Эти образы живы не только в памяти народа, но и увековечены в картине Виктора Васнецова. Кто они – «богатыри»? И кто именно стал прототипом для героев шедевра?

 
 
 

Выдающийся русский живописец Виктор Михайлович Васнецов родился в небольшом селе, принадлежавшем Вятской губернии. Казалось бы, его жизненный путь был предопределён – он учился в духовной семинарии и в дальнейшем мог бы получить сан, пойдя по стопам отца-священника. Но именно в учебном заведении его талант раскрыл учитель рисования, который и зажёг искру творческого вдохновения в душе Виктора Васнецова. Кардинально изменив планы, получив благословение отца, он стал учиться в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Именно этот шаг Васнецова повлиял не только на его собственную жизнь, но и на всю историю русской живописи.

Знаменитые картины «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на сером волке» и многие другие принадлежат кисти Виктора Васнецова. Художник писал на самые разные темы – от исторических и былинных до религиозных и светских. На его полотнах оживают сказки и былины, позволяя перенестись в изображённый красками, но такой правдивый мир. Это можно назвать особенным стилем автора, ведь в живописании сюжетов русского народного эпоса Васнецову нет равных.

 

Самым известным произведением художника по праву является картина «Богатыри» (активно упоминаемое в Интернете название «Три богатыря» является неверным). Глядя на эту картину, невольно чувствуешь гордость за воплощенное мужество, силу, доблесть русских богатырей.

Первый набросок работы был сделан Васнецовым в 1871 году, когда художник был в Париже. Сама же работа над картиной продлилась более 20 лет (завершена была в 1898 году), так как были и творческие паузы в работе, и перерывы. Шедевр требовал времени и авторского вклада в процессе совершенствования самого художника. И всё-таки, ещё после завершения первого эскиза Васнецов был твердо уверен, что обязательно завершит работу. Он чувствовал это своим долгом. Размер картины тоже поражает – приблизительно 12 квадратных метров.

Интерес к теме былин и народного эпоса у Васнецова возник ещё с юных лет. Он тщательно изучал материал по этому направлению, отбирал факты и особенности, при этом стараясь проникнуться полностью атмосферой «былых времён». Его задачей было воплощение не конкретной былины или песни, а общего образа богатырей, который олицетворял собой русский народ и его великую историю. Давайте же рассмотрим картину.

 

В центре полотна – восседающий на вороном коне Илья Муромец. Он суров и грозен, его рука поднята к лицу, чтобы легче было всматриваться, нет ли где врага. На предплечье – тяжелая палица, вес которой, кажется, богатырь и не замечает.

В правой части картины мы видим Алёшу Поповича. Это самый молодой богатырь. Он не кажется суровым и могучим, а скорее напоминает красивого витязя, уверенного в себе и своей ловкости в бою. Интересным элементом являются гусли, привязанные к седлу его лошади – сразу представляется, как во время привала в долгом походе Алёша играет на них для товарищей.

А слева на картине – Добрыня Никитич, мудрый и опытный воин. Он задумчиво смотрит вдаль взглядом опытного стратега. Всматриваясь в его лицо, понимаешь, что этот богатырь умеет взвесить всё и принять самое точное и правильное решение.

В былинах практически нет упоминания о том, чтобы эти богатыри сражались вместе – как правило, рассказывается о подвигах конкретного одного героя. Но на картине художник собрал их вместе, объединив их черты – мудрость, силу, храбрость. Тем самым Васнецов создал образ русского народа, русских защитников, которые во все времена славились доблестью и бесстрашием.

 

Если посмотреть на задний фон полотна, можно заметить интересные и не менее важные детали пейзажа. На поле у леса виднеются надгробия, в небе собираются темные тучи, а ветер дует в лицо богатырям, развивая конские гривы. Всё вокруг говорит о том, что враг неподалёку, что земля нуждается в защите. Кроме того, могилы на заднем плане не пугают, а словно говорят о том, что здесь уже случались битвы. Богатыри же стоят на страже настоящего (живая земля) и памяти прошлого (могилы предков). Темнеющее небо тоже не предвещает добра – оно символизирует надвигающуюся на Русь опасность. В фигурах богатырей есть напряжённость – это точно описывает обстановку, при которой в любой момент можно ожидать нападения. Но защитники сумеют отразить любую атаку – в этом нет сомнения.

Каждая деталь в картине (сбруя коней, кольчуга, доспехи, оружие) выписана не просто тщательно и педантично, а с большой любовью и трепетом. Это создаёт неповторимую реалистичность былинного сюжета.

 

Интересно то, что есть предположения искусствоведов о том, кто же запечатлён на картине и с кого писались образы богатырей. Многие считают, что Илья Муромец очень похож на Александра III, а Добрыня Никитич – сам автор. Вот только Алёша Попович так и остаётся неизвестным.

Когда картину «Богатыри» увидел свет, критики в один голос назвали её прославляющей одой героическому прошлому русского народа. Сейчас она находится в Третьяковской галерее, где все желающие могут увидеть её и перенестись в великие времена сражений и богатырской силы. Поныне «Богатыри» Виктора Васнецова вдохновляют наш народ, являясь образцом пламенной и бескрайней любви к Отчизне, запечатленной маслом на холсте.

источник

Авторadmin