Самое знаменитое произведение Микеланджело

Леонардо да Винчи, не Рафаэль, а Микеланджело считался и сейчас считается многими искусствоведами самым знаковым творцом эпохи Возрождения. Именно в его творчестве техника, мастерство, идея Ренессанса достигли своего пика.

Самое знаменитое и грандиозное произведение Микеланджело — роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане. Площадь более 1200 м2, 343 фигуры, 26 месяцев работы! Сегодня посмотреть на убранство Сикстинской капеллы приходят 20 000 человек в сутки. Что же такого грандиозного изобразил на потолке Микеланджело? Разберем подробно.

 

Изначально папа Юлий II пригласил Микеланджело для работы над собственной гробницей. Микеланджело всю жизнь тяготел к скульптуре, он считал этот вид искусства наивысшим по сложности и выразительности. Два года он работал над проектом гробницы, лично выбирал мрамор. По проекту это должно было быть уникальное сооружение площадью в 70м2, украшенное 40 статуями. По легенде, распространенной самим Микеланджело, папа отозвал работу. Микеланджело был зол, видел в этом происки конкурентов, уехал во Флоренцию. На самом деле, большую часть баснословного задатка художник-скульптор потратил на покупку недвижимости. Но папа не сильно серчал на Микеланджело. Он уже был покорен талантом и пригласил Мастера расписать потолок Сикстинской капеллы.

В конце жизни Микеланджело стал распространять версию, что изначально он не был рад этому заказу, он хотел нанять помощников, которые сделают основную работу, но что-то щелкнуло, и Микеланджело закрылся в капелле и через 4 года представил свету чудо. В действительности же, помощники у Микеланджело все-таки были, и чудо это не умаляет.

 

Сложно представить, какое впечатление эта грандиозная роспись производила на современников Микеланджело. Мощные фигуры, красота и сила обнаженных тел, эмоции персонажей — во всем выразилось торжество гуманизма, торжество человека над всем сущим. И кроме человека нет ничего. Ни пейзажей, ни интерьеров. Микеланджело говорит языком тел.

На центральной части Микеланджело изобразил самые важные вехи истории человечества до рождения Иисуса Христа. Их мы разберем чуть позже, а сейчас про остальные фигуры.

 

Крупные мощные фигуры по сторонам от главного повествования — пророки и сивиллы: семь пророков Израиля и пять сивилл Древнего Мира. Все они изображены с большими книгами.

 

Самое известное изображение из них — это Ливийская сивилла. По преданиям она пророчествовала о грядущем спасении и упрекала язычников в идолопоклонстве. Но для нас это не самое важно. Посмотрите на мускулатуру. Это важно и не случайно в рамках творчества Микеланджело. Художник намеренно убирает гендерные различия. Женщины у него такие же сильные и мощные, как и мужчины. Микеланджело не видит женщин и мужчин, он видит в каждом человека: сильного, возвышенного, обладателя божественного духа.

 
Ливийская сивилла
Ливийская сивилла

Меньшие изображения показывают предков Христа, значительные и не очень персонажей Библии.

 

Роспись люнет над окнами так же входила в роспись потолка. Рассмотрим персонаж Иакова. Один из немногих он не мощный и не сильный духом, а какой-то скукоженный. Почему? Иаков, будучи младшим братом, хитростью, можно сказать обманом, получил право первородства у старшего брата. Выменял его за чечевичную похлебку. В дальнейшем, Иаков перенес много страданий за свой обман, но получил прощение отца и благословение Бога. Но для Микеланджело он, явно, обманщик.

 

На распалубках свода изображены 4 сюжета библейской истории: Медный змий, Наказание Амана, Давид и Голиаф, Юдифь и Олоферн.

 

Посмотрим один из них. Сюжет о Юдифи и Олоферне крайне любим живописцами. Хрупкая красивая женщина, видя осаду родного города врагом, прошла в его стан, чтобы соблазнить его. Покорив полководца Олоферна, отрубила ему голову с помощью своей служанки и, таким образом, всех спасла.

 

Теперь перейдем наконец к основному повествованию.

Хотите еще больше искусства? Подписывайтесь на мой Инстаграм-блог

Первые три фрески: сотворение света, сотворение солнца и луны и разделение воды и земли.

 
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет
 
И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью
И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью
 
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды

Самая знаменитая фреска — Сотворение Адама. Только в 90е годы ученые пришли к выводу, что очертание плаща с Богом повторяют силуэт человеческого мозга. Сколько еще скрытых посланий оставил нам гений Микеланджело.

 
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его
 
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку

Самый драматичный сюжет Ветхого завета — Грехопадение. Как человечество лишилось рая, Адам и Ева вкусили запретный плод, предлагаемый Змием (кстати, римляне считали, что это был виноград, а не яблоко, к этому мы еще вернемся). И вот они изгнаны на землю.

 

Заключительные три сюжета истории Ноя. Почему-то с отступлением от хронологии. На первой фреске — ритуал жертвоприношения Богу за то, что они спаслись от потопа, затем сам потоп и неоднозначная сцена «Опьянение Ноя». Вот ту вспоминаем виноград. Люди спаслись от потопа, самые чистые и самые праведные. Откуда же на земле опять появились грехи? Такова человеческая природа. И как Адам вкусил виноград, Ной напился вина от своих виноградников. Считается, что этот эпизод перекликается с грехопадением Адама и Евы.

 

Когда вы входите в Сикстинскую капеллу, над вашей головой все начинается с истории Ноя. Приближаясь к алтарю, вы приближаетесь к Богу, который творит свет. Фигуры по мере приближения к алтарю так же становятся крупнее и сами композиции от многофигурных, где много людей, приходят к одной фигуре — Бога.

Хронологически Микеланджело с помощниками так же выполняли роспись, двигаясь к алтарю. По ходу работы они перестали пользоваться переводными подготовительными рисунками и набросками, часто писали некоторые фрагменты сразу на чистовую. Последний сюжет — сотворение света — выполнен Микеланджело за один день. 

 

 

источник

АвторНаталья

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *