Николай Рерих – гениальный художник и пророк, который предсказал своими картинами войны ХХ века и их исход

Многим Николай Константинович Рерих знаком как неординарный самобытный живописец, создавший уникальный красочный мир Востока. Однако известный русский художник, ученый, академик, путешественник, археолог был ещё и человеком планеты, мировоззрение которого было положено в основу международного закона об охране культурно-исторических памятников. Этот закон был документально оформлен как Пакт Мира, или Пакт Рериха, подписанный 39 державами, среди которых были СССР и США.



 
«Портрет Николая Рериха». Автор: Святослав Рерих.

«Портрет Николая Рериха». Автор: Святослав Рерих.



На протяжении творческого пути этот удивительный человек создал около семи тысяч картин, которые находятся в известных музеях мира и крупных частных коллекциях; около тридцати томов литературных трудов, два из которых — поэтических.

Николай Рерих занимался и археологическими изысканиями во множественных экспедициях, он был неординарным мыслителем и писателем, основателем собственного университета в Гималаях. Вместе со своей семьей художник прошел путь через весь Дальний Восток и Среднюю Азию, составляющий около 25 тысяч километров и сделал величайший вклад в самые различные области искусства и культуры. 

 
Николай и Елена Рерихи

Николай и Елена Рерихи



Невзирая на то, что большую часть жизни Рерих и его семья были вынуждены жить за пределами России, гениальный художник по праву считается исконно русским. Рерих, оставаясь верным своему почерку до конца творческого пути, в котором была заложена основа используемая иконописцами в древнерусских фресках и иконах, всегда с теплом и незримой любовью писал о своем отечестве и народе: «Для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения».


 
«Портрет Николая Рериха». Автор: Святослав Рерих.

«Портрет Николая Рериха». Автор: Святослав Рерих.



В Индии, где Н.К. Рерих провел большую часть своей жизни, его называли Махариши (Великий Святой) и Химаватпутра (Сын Гималаев). Ему удалось воплотить в своей живописи восточные образы величественных горных хребтов, огненного и ультрамаринового неба в удивительном сочетании с красочным русским колоритом иконописи и лубка.

Героическая серия полотен Николая Рериха, посвященная ратным подвигам России


Художник предвидел ход мировых событий и исходы мировых войн, во времена которых ему пришлось жить. Предвидя Отечественную войну с Германией, Рерих посвятил ратному подвигу русского народа множество картин и статей, где писал: «Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах мы будем оборонять». А в сами военные годы им написаны такие значительные полотна, как «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа». А также в различных публикациях выражал свой патриотический взгляд в защиту Страны советов и веру в силу духа и мужество советского народа.

 
Н.К. Рерих. «За Родину». Рать. (1900).

Н.К. Рерих. «За Родину». Рать. (1900).



В произведениях этого периода живописец проводит параллельную черту между «героикой старины глубокой» и войной, шагнувшей на порог современного ему мира. Его работы звучат как напоминание и предостережение, что всегда нужно помнить об уроках истории, ибо «история… сурово наказывает тех, кто ее забывает».

Художник, всем сердцем переживающий за судьбу Родины, неоднократно организовывал экспозиции своих работ, с целью их продажи в пользу советской армии.

 
Н.К. Рерих. «Дозор». (1903).

Н.К. Рерих. «Дозор». (1903).



 
Н.К. Рерих. «Александр Невский поражает ярла Биргера». (1904).

Н.К. Рерих. «Александр Невский поражает ярла Биргера». (1904).



 
Н.К. Рерих. «Стрелы неба — копья земли». (1915). Холст, темпера. 103 х 188<br>Музей изобразительных искусств. Туркменистан.

Н.К. Рерих. «Стрелы неба — копья земли». (1915). Холст, темпера. 103 х 188
Музей изобразительных искусств. Туркменистан.



«Стрелы неба — копья земли» — одно из значительных полотен живописца серии предвоенных и военных картин 1914-1915 годов, впечатляющее своими внушительными размерами, огненной всепоглощающей цветовой гаммой, стилизацией.

 
Н.К. Рерих. «Богатыри проснулись». (1940).

Н.К. Рерих. «Богатыри проснулись». (1940).



 
Н.К. Рерих. «Весть Тирону». (1940). Холст, темпера. 76 х 122. Государственный музей искусства народов Востока. Москва.

Н.К. Рерих. «Весть Тирону». (1940). Холст, темпера. 76 х 122. Государственный музей искусства народов Востока. Москва.



В дневнике в начале 1940 года Николай Рерих записал: «Сейчас пишу картину «Весть Тирону» — призыв к обороне Родины…». 

Сюжет полотна о Федоре Тироне — легионере, принявшем христианство, который был схвачен и замучен римскими легионерами. В предании говорится, что Тирон был предупрежден посланием о грозящей ему беде, но не поверил предостережению. Содержание полотна перекликается с событиями, которые происходили перед самым началом Отечественной войны.

 
Н.К. Рерих. «Ковка меча». (1941).

Н.К. Рерих. «Ковка меча». (1941).



Произведение «Ковка меча» посвящено двум древним курумчинским кузнецам, которые, по легенде, в каменных пещерах освещенных огнем и денно, и нощно ковали меч, который должен был защитить родную землю. Энергетика полотна Рериха суровая, мужественная и героическая — началась война и страна должна была начать ковать меч победы.

 
Н.К. Рерих. «Борис и Глеб».(1942).

Н.К. Рерих. «Борис и Глеб».(1942).



 
Н.К. Рерих. «Святогор». (1942).

Н.К. Рерих. «Святогор». (1942).



 
Н.К. Рерих. «Поход Игоря». (1942).

Н.К. Рерих. «Поход Игоря». (1942).



 
Н.К. Рерих. «Победа». (1942). Холст, темпера. 76 х 122. Дом ученых СО РАН. Россия. Новосибирск.

Н.К. Рерих. «Победа». (1942). Холст, темпера. 76 х 122. Дом ученых СО РАН. Россия. Новосибирск.


В этой работе живописец отразил события военных огненных лет языком древнерусских былин и легенд. Полотно, написанное в 1942 году в преддверии решающей битвы на Волге под Сталинградом, пророчило победу в ней и перелом в ходе войны.

Святослав Рерих, младший сын художника преподнес в дар полотно «Победа» сибирским ученым как дань уважения. 

 
Н.К. Рерих. «Александр Невский». (1942).

Н.К. Рерих. «Александр Невский». (1942).



 
Н.К.Рерих.«Партизаны». (1943). Холст, темпера. 46 х 80.  Государственный Русский Музей. Санкт-Петербург.

Н.К.Рерих.«Партизаны». (1943). Холст, темпера. 46 х 80. Государственный Русский Музей. Санкт-Петербург.



 
Н.К. Рерих. «Настасья Микулична». (1943). Холст, темпера. 92 х 153. Новосибирский государственный художественный музей.

Н.К. Рерих. «Настасья Микулична». (1943). Холст, темпера. 92 х 153. Новосибирский государственный художественный музей.



Полотно «Настасья Микулична», написанное в 1943 году, когда Отечественная война была в самом разгаре, явилось аллегорией России, воплотившейся в образе могучей богатырши. На втором плане взошедшая заря как знак победы, освобождающий мир от поработителей. 

 
Н.К. Рерих. «Единоборство Мстислава с Редедей». (1943). Холст, темпера. 57 х 123<br>Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

Н.К. Рерих. «Единоборство Мстислава с Редедей». (1943). Холст, темпера. 57 х 123
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.



Полотно с историческим сюжетом «Единоборство Мстислава с Редедей», повествует о победе русского князя Мстислава Владимировича над Редедей, предводителем племени касогов. Встретившись на поле брани каждый со своей ратью, князья Мстислав и Редедя, что бы избежать кровопролития, решают вступить в поединок между собой. Условием которого было то, что войско повергнутого князя признает свое поражение. По преданию, Мстислав, обратившись с молитвой к Богородице, в страшном поединке одержал победу над врагом, обладающим большей силою. Символично, то что Рерих обратился к этой легенде в переломный год войны.

 
Н.К. Рерих. «Весна священная». (1945).

Н.К. Рерих. «Весна священная». (1945).



Все эти патриотические полотна Н. Рериха имеют несколько слоев содержания, которые ведут нас от внешнего слоя к внутреннему: от исторического к глубокому философскому, где главным мотивом есть — победа добра над злом. В сюжетах полотен преобладают библейские образы в виде ангелов, змия, всепожирающего огня и легендарные, взятые из народного эпоса и былин.

 
«Мадонна Орифламма». Николай Рерих

«Мадонна Орифламма». Николай Рерих


Работая над пактом, Николай Рерих разработал особый символ — Знамя Мира, которое предлагал использовать как общепринятое. Он создал полотно, где Мадонна Орифламма в руках держит белое полотно с тремя красными кругами, помещенными в окружность, символизирующую Вечность. Три амарантовых круга несут в себе философский символ прошлого, будущего и настоящего нашей планеты.

 
«Портрет Николая Рериха». Автор: Святослав Рерих.

«Портрет Николая Рериха». Автор: Святослав Рерих.


источник

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *