Из-за чего гениальный викторианский художник Ричард Дадд расправился с отцом и попал в «желтый дом»

Настоящему художнику, а тем более родоначальнику нового стиля в искусстве, положено быть немного сумасшедшим. Порой эпатаж делает мастера настоящей легендой. Однако история знает примеры, когда великие мастера живописи и графики в самом прямом смысле слова сходили с ума – вплоть до попадания в заведения для душевнобольных, где их талант получал совершенно поразительное воплощение.

Талантливый художник и основатель нового стиля

Ричард Дадд родился в Чатеме, графство Кент, в семье краснодеревщика и художника. Отец рано заметил способности своего сына и всячески способствовал их развитию. В 1837 году двадцатилетний Ричард был принят в Королевскую Академию художеств. 

 

 

Р. Дадд. Спящая Титания

 

Р. Дадд. Спящая Титания

 

В 1841 году Дадд написал «Спящую Титанию», картину, с которой связывают возникновение нового художественного жанра – викторианской сказочной живописи. Это направление развивала группа художников, называвшая себя «Клика». В нее входили, помимо Дадда, Август Эгг, Альфред Элмор, У.П. Фрайт и другие. Интересно, что движение «Клики» было направлено на слом «ретроградных традиций Академии художеств, не соответствующих традициям современного искусства», взгляды Дадда, таким образом, схожи с тезисами появившегося позже в России «Товарищества передвижных художественных выставок». «Клика» развивало идеи готики романтизма, готики, основывая свое искусство на фольклоре и творчестве новых писателей, в том числе Льюиса Кэрролла, чьи книги об Алисе имели в ту пору большой успех у читателей.

 

 

Р. Дадд. Младенец

 

Р. Дадд. Младенец

 

Позже викторианская сказочная живопись надежно укрепит позиции, став стилем для оформления иллюстраций к книгам.

Сумасшествие, убийство отца и заключение в Бедлам

«Спящая Титания», продемонстрированная на выставке Королевской Академии художеств в Лондоне, привлекла внимание многих посетителей, и с ними лорда Томаса Филлипса, который оказал финансовую поддержку Ричарду Дадду для его путешествия на Ближний Восток и в Египет.
В 1842 году молодой художник отправился в эту поездку, и во время плавания по реке Нил, будучи не в себе, вдруг вообразил себя воплощением бога Осириса.

 

 

Р. Дадд. Остановка в пустыне

 

Р. Дадд. Остановка в пустыне

 

Произошедшее сначала сочли последствиями солнечного удара, но приступы, во время которых Дадд терял контроль над собой, повторялись, и в 1843 году он был признан невменяемым. Отец Ричарда отказался отправить сына в заведение для душевнобольных, оставив его на попечении семьи, и это стоило ему жизни. В том же году молодой художник, приняв в своем бреду отца за воплощение сатаны, убил его ножом, после чего скрылся, по некоторым данным, убив при этом еще одного человека, прежде чем был схвачен полицией в Париже.

 

 

Здание Бедламской психиатрической больницы

 

Здание Бедламской психиатрической больницы

 

Дальнейшая судьба Дадда связана с жизнью в психиатрических лечебницах – сначала так называемой Бедламской (Бетлемской) больнице, а затем в Бродмуре. Вероятно, он страдал от шизофрении, хотя некоторые современные специалисты допускают и другие диагнозы, например, биполярного расстройства личности. В общей сложности Дадд провел в больничных заведениях около сорока лет, на протяжении которых не переставал творить. 

 

 

Р. Дадд. Белые ромашки

 

Р. Дадд. Белые ромашки

 

Бетлемская больница отличалась крайне прогрессивным для того времени подходом к лечению душевнобольных. К ним не применяли обычных средств физического воздействия, ранее считавшихся эффективными, условия жизни были довольно гуманными, к тому же пациентам, как видно на примере Дадда, была предоставлена возможность творить. Работы художника очень ценил доктор Дж. Г. Хейден, в чьем управлении находилась больница, он даже заказывал Ричарду произведения, которые после передавал в галерею Тейт в Лондоне. Как, например, картину «Мастерский замах сказочного дровосека», которую Дадд писал на протяжении девяти лет. 

 

 

Р. Дадд. Мастерский замах сказочного дровосека

 

Р. Дадд. Мастерский замах сказочного дровосека

 

Эта работа, при своей незавершенности, которая бросается в глаза на переднем плане картины, производит впечатление объемной, трехмерной. На нее невозможно просто бросить взгляд, странные существа и общий сюжет, объединяющий много мелких непонятных деталей, сами вынуждают зрителя рассматривать и размышлять. Почему персонажи так увлеченно смотрят на орех, который вот-вот разлетится под ударом мощного каменного топора? Сам художник работал над картиной настолько тщательно, что пользовался увеличительным стеклом, а для глубины восприятия написал стихотворение, в котором описал каждого из изображенных на холсте.
Картина в свою очередь стала источником вдохновения для композиторов и писателей, о ней упоминается, в частности, в романе Роберта Ранкина «Чисвикские ведьмы».

 

 

Р. Дадд. Детская задача

 

Р. Дадд. Детская задача

 

Другая знаменитая работа Дадда, придуманная им и созданная уже в больнице – «Детская задача», где сразу многие детали завораживают и даже пугают. Ребенок с кажущимся безумным взглядом, нож на столе (а именно ножом Дадд убил своего отца!), изображения трех женщин, ни одна из которых не смотрит на ребенка, и позиция на шахматной доске, мат в два хода. По мнению большинства исследователей, смысл сюжета сводится к тому, что само существование становится для ребенка ужасным испытанием, неразрешимой задачей.

Картины Дадда всегда полны скрытых на первый взгляд связей и закономерностей, та же «Детская задача» проводит параллель между противодействием на шахматной доске фигур белого и черного цвета и борьбой представителей черной расы с белыми поработителями. На последнее указывают две фигуры на заднем плане – изображенная в виде раба в кандалах и созданная из мрамора статуя.

 

 

Ричард Дадд во время работы

 

Ричард Дадд во время работы

 

Ричард Дадд умер в 1886 году в возрасте шестидесяти восьми лет, а его работы разошлись по галереям и частным коллекциям. Картины гениального отцеубийцы, как и его биография, вдохновляли и вдохновляют и писателей, и драматургов, не говоря о собратьях-художниках.

На одной из современных выставок работ Дадда был озвучен тезис о том, что несмотря на невменяемость художника с медицинской точки зрения, картины его никогда не являются бессмысленными. Вероятно, это и есть признак великого таланта, не подвластного ни времени, ни болезням.

 

источник

АвторНаталья

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *