Зачем Иуда поцеловал Христа на картине Джотто

Для искушённого зрителя, привыкшего к яркому колориту и чёткой перспективе, картина Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды» на первый взгляд может показаться невыразительной и статичной. Тем не менее история данного произведения, как и его смысл, требуют более глубокого и детального рассмотрения. 

Джотто ди Бондоне знаменит тем, что был первым художником, попытавшемся создать авторское, частное искусство, основанное на личных переживаниях автора. Он является крупнейшим предшественником Возрождения. Джотто ди Бондоне создал живописный язык, которым пользовались все художники вплоть до XIX века. Полотно «Поцелуй Иуды», наряду с фреской «Оплакивание Христа», стало ключевым в его творчестве, т.к. именно в нём острее, чем где-либо чувствуется мастерство художника и динамика всего действия.

Сюжет данной картины взят из Библии и широко известен многим. Иуда – персонаж, чьё имя стало нарицательным – один из наиболее приближённых к Христу учеников, предал его властям. На картине изображён момент «указывания» Иудой на своего Учителя – именно с помощью поцелуя враги Иисуса смогли его выделить среди других. Джотто ди Бондоне стремился передать момент абсолютного накала, отсчитывание тех долей секунд, после которых наступает катастрофа. Полотно передаёт то настроение, когда сторонний зритель понимает, что наступила точка невозврата – предательство совершено, величайшего из Мессий человечества ждут ужасающие пытки.

 

Примечательны эмоции и настроения героев картины. Джотто ди Бондоне активно использовал контраст между прекрасным и отвратительным – именно в этом контрасте изображены лица Христа и Иуды. И если в чертах Иуды можно прочесть подлость, страх и вместе с тем восхищение, то лицо Христа абсолютно спокойно. Учитель предателя точно знает о его поступке, он смиряется со своей судьбой и вместе с тем прощает несовершенство продавшего его человека.

Картина явно передаёт сумасшедшую динамику этого момента, хаос и суматоху. В толпе, окружающей главных героев, смешались как другие ученики Христа, так и поспевающие к нему стражи. Взметнувшиеся вверх факелы, мечи и ножи пытаются поразить «врага», тем не менее ни одна из сторон уже не способна во всеобщей давке отличить друзей от предателей.

 

В картинах ди Бондоне впервые появляются такие понятия, как перспектива и внутреннее пространство. Полотно «Поцелуй Иуды» выстроено, возможно, не совсем правильно с точки зрения перспективы, тем не менее оно передаёт объём. Композиция картины такова, что в первую очередь взгляд наблюдателя падает на ключевые фигуры – Иисуса и Иуды, – и лишь затем зритель обращает внимание на остальных людей. Порядок, в котором «выстроены» факелы и мечи позволяют взгляду ощутить пространство воздуха.

Колорит полотна очень многообразен и насыщен. Разноцветные одеяния героев придают картине реалистичности, законченности. Синее же небо, на котором делается акцент, точно скалой нависает над головами героев, готовясь обрушится на их плечи. Это «давление» воздуха не случайно – оно передаёт всю тяжесть и напряжение данного момента.

Произведение «Поцелуй Иуды» Джотто ди Бондоне остаётся памятником подлинного страдания, где абсолютно нравственный герой, сталкиваясь с предательством и лицемерием, не находит иного выхода, кроме как простить предателя. Именно поэтому данная картина будет столь знаменита ещё долгое время – она завораживает каждого, кто обращает на неё свой взгляд. 

источник

 

Авторadmin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *